Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Соционика [6]
"Несуществующее животное" [9]
Психология [2]
Разное [1]
Соционика для начинающих. [5]
Если вы ничего или почти ничего не знаете о соционике - вам сюда. Мы тоже мало что знаем, но расскажем самое простое и покажем, где можно научиться.

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Наш опрос
Вы -

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 189


» Каталог статей » "Несуществующее животное"
Статья Кочубеевой и Стояловой. Ч. 1.

Статья Кочубеевой и Стояловой. Ч. 1.
Сатья полностью (http://www.socionics.spb.ru/Socionics_works/Koch_Sto_Zhivot.htm)

Применение проективной рисуночной методики "Несуществующее животное" для определения ТИМ.

Кочубеева Л.А.
Стоялова М.Л.

Идея об использовании проективных рисуночных методов для определения ТИМ не нова. Рисуночной методикой пользуется при определении типа известный киевский соционик Г.А. Шульман (предлагается нарисовать флаг, парусный кораблик, солнышко, белье на веревке, дерево, лицо, лошадь и вертолет). Более того, эта идея старше, чем сама соционика. Первым, кто ее успешно реализовал, был английский искусствовед Рид, который, проанализировав несколько тысяч детских рисунков на свободную тему, разбил их на 8 типов, сопоставимых с типами по К.-Г. Юнгу. Подробно классификация Рида изложена в книге Романовой Е.С. "Графические методы в практической психологии" (Спб.: РЕЧЬ, 2001).

"Живучесть" этой идеи понятна, если представить все огромные преимущества ее использования. Во-первых, рисунок, как и каждый продукт деятельности, несет в себе отпечаток личности автора. Естественно предположить, что, как и в других видах деятельности (речи, поведении, общении…), в нем будет отражаться и тип автора, представляющий собой структуру, на базе которой вырастает личность и индивидуальность со всеми ее особенностями. Во-вторых, рисуночная методика оказывается неоценимым подспорьем в ситуациях, где проведение обычного соционического интервью невозможно или затруднено: при работе с детьми или в условиях, когда за короткое время требуется определить тип большого числа людей (например, рабочий коллектив). Возможны и более экзотические ситуации: Ваш клиент может оказаться иностранцем или иметь сильный дефект речи. Или по каким-то причинам личная встреча с клиентом вообще невозможна. В-третьих, рисунок представляет собой объективное документальное свидетельство, свободное от проекций эксперта, основанных на личном опыте, который не может не быть ограниченным ("Гексли, они все такие… потому что других я не встречал!"). Как показала практика, рисуночная методика может служить основанием для согласования мнений экспертов в спорных случаях.
Очевидные недостатки любой проективной рисуночной методики - это трудность "считывания" информации с рисунка, ее осмысления и вербального выражения; как любой целостный образ, рисунок трудно поддается разложению на отдельные элементы. При выделении признаков, всегда остается "сухой остаток", доступный только при непосредственном восприятии. Научиться пользоваться методикой можно, опираясь как на классификацию и оценку признаков, так и на непосредственное восприятие (по сути, эксперт должен задействовать все свои функции - рациональные и иррациональные). Одинаково важно и показать рисунки, и рассказать о них.
Почему "Несуществующее животное"? Во-первых, эта методика возникла не так давно, за ней не тянется длинный "шлейф" психоаналитических трактовок и ассоциаций. Ее стандартная трактовка основана на наблюдениях психологов-практиков (подробно дается в книге: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии./Под ред. д-ра психол. наук, проф. М.К. Тутушкиной. - СПб: Издательство "Дидактика Плюс", 1998). Во-вторых, она широко применяется в тех же областях, что и соционика: профориентация, школа, индивидуальное консультирование. И самое главное - рисунок животного является самопрезентацией автора в гораздо большей степени, чем дом, дерево или корабль ("прямой эго-проекцией", см. Габидулина С.Э. К обоснованию методики "Рисунок несуществующего животного". //Вестник Московского университета, сер. 14, Психология, 1986, № 4). В то же время он более свободен от тех социальных норм и запретов, которые может вызвать к жизни прямое предложение нарисовать человека или лицо. Проще говоря, испытуемый рисует себя (предпочтения, страхи, проблемы…), не ведая, что творит.
Инструкция очень проста: нарисовать 1) несуществующее животное, 2) несуществующее животное злое (в гневе), 3) несуществующее животное за работой, 4) несуществующее животное в кругу друзей, 5) больное несуществующее животное.
Рисунок выполняется карандашом на белой бумаге, формат А-4 или меньше, но обязательно каждое животное на отдельном листе (карандаш позволяет оценить характер линий, отдельные листы - положение животного в пространстве).
Вербальную часть задания (как зовут, где живет, чем питается…) мы исключили: при массовом исследовании ее выполнение просто невозможно. Если же по рисункам складывается несколько версий типа (обычно не более 2-3), можно провести блиц-интервью, проверяя то, что осталось не выявленным в рисунках. Рисунки нужно выполнять не советуясь друг с другом и не подглядывая (обязательное предупреждение при массовом типировании).
Были попытки включить в тест такие изображения, как "несуществующее животное с детенышем", "приятное несуществующее животное" и "неприятное несуществующее животное". Однако для нашей цели - определения типа - они практически бесполезны. Первый из указанных рисунков отражает личную семейную историю, а "приятное" и "неприятное" животное содержат и свои, и чужие качества (т.е. не являются прямой эго-проекцией). Они также могут иметь отношение к личной истории: например, в качестве "неприятного" животного может фигурировать сосед или армейский сержант. Из окончательной версии теста эти задания исключены.
К настоящему моменту в нашем распоряжении имеется около 800 комплектов рисунков. Работа велась с взрослыми людьми, социально адаптированными, психически нормальными. В основном выборка состоит из студентов и работающих людей среднего возраста. Есть небольшая часть рисунков старших школьников (16-17 лет). Позднее мы сочли возможным дополнить выборку рисунками подростков 12-15 лет. Возрастные особенности рисунка к подростковому возрасту уже минимальны, а вот типные просматриваются столь же хорошо, как и у взрослых. Было собрано не менее 30 рисунков представителей каждого типа, что позволяет сделать достаточно достоверные выводы.
В период сбора информации типы авторов, естественно, определялись не по рисункам. Проводилось обычное соционическое интервью с участием двух экспертов разных типов (ИЛЭ + СЭЭ). При массовом тестировании предлагалось ответить на письменный (вербальный) тест, после чего проводилась беседа по тесту (что непонятно, на что трудно отвечать и почему) - то есть, по сути, то же соционическое интервью. При любой возможности версии перепроверялись с участием других экспертов. Первоначальное "ядро" выборки составили рисунки друзей, родственников и знакомых, в типах которых мы уверены.
Что дает выполнение нескольких рисунков (субтестов) в рамках теста? Нетрудно предположить, что они несут
дополнительную информацию, причем более "специализированного" характера, чем 1-й рисунок. Так, характер проявления агрессии во 2-м рисунке ("злое животное") позволяет судить о положении экстравертной сенсорики в модели А. "Животное за работой" дает аналогичную информацию по экстравертной логике. "Животное в кругу друзей" показывает приоритет этики эмоций или этики отношений, также оно дает информацию по дихотомиям этика/логика, экстраверсия/интроверсия, отчасти аристократы/демократы. "Животное за работой" и "Животное в кругу друзей", особенно при их сопоставлении, в 90% однозначно определяют этику-логику. "Больное животное" позволяет судить о положении в модели А интровертной сенсорики, особенно ощутимые отличия - между сенсорикой ощущений в блоке эго и в 4-й функции, и в целом показывает отличие сенсориков и интуитов. Специальный рисунок "на интуицию" нам придумать не удалось, однако этот признак хорошо просматривается по всей совокупности рисунков. Помимо аристократов-демократов, нами отмечены такие признаки Рейнина, как позитивисты/негативисты, статики/динамики, а также гендерные особенности в рамках каждого типа.
Различия по дихотомиям признаков. Следует помнить, что большинство из них имеет относительный характер: во-первых, могут встречаться разные сочетания признаков; во-вторых, могут быть исключения.

Сенсорика.
Прочная связь с землей, надежные конечности, устойчивая поза (стоит, сидит или лежит)
Более реалистичны, часто похожи на известных, существующих животных.Чаще встречаются предметы быта (чашки, ложки, стулья и т.п.), реальные обстоятельства жизни
Чаще имеют плотное телосложение, соразмерное туловище и конечности. Многие рисуют брюшко, пупок.
Интуиция
Животное "висит" в воздухе; поза неустойчивая, конечности слишком тонкие или не дорисованы до конца
Сказочные, мультяшные, литературные персонажи; целостные образы (всякого рода "шушурики" и "мумрики")1. Реже - чистая фантазия и символы в рисунках (только у интуитов)
Туловище часто условное или аморфное, имеет несоразмерные части; встречаются странные гибриды (нежизнеспособные в нашем мире)
Логика
Функциональные детали и органы, инструменты2.
Больше прямых линий, встречаются явные геометрические формы (круг, прямоугольник, спираль). Игра с симметрией и асимметрией3.
Нейтральное или однообразное выражение морды/лица (если улыбка, то одинаковая на всех рисунках). Негативные эмоции могут передаваться через изменение формы тела (круг стал квадратом или овалом).
Четкая нумерация, пояснительные стрелки, надписи "инструкция" и т.п.
Самое довольное животное с минимумом защит и тревоги - за работой; максимум защит, тревожность - в кругу друзей.
Этика
Украшающие детали (завитушки, цветы, усики, челочки и т.п.)
Больше изогнутых, плавных или волнистых линий
Разнообразные выражения морд и лиц, особенно у типов с сильной экстравертной этикой (СЭИ, ИЭИ, ЭСЭ, ЭИЭ). Слезы, улыбки, гримасы.
"Ага, страшно?", "лапочка", "милашка", "мир, дружба"; путаница в рисунках или нумерации.
Наиболее радостное или приятное животное в кругу друзей; отрицательные эмоции, тревожность, защиты и зачернения - за работой.
Интроверсия
Возможно любое положение (анфас, в профиль, спиной к зрителю)
Чаще закрытая; если рисуют слишком открытую позу, то в рисунке обычно напряжение или защиты
Мало выступов за контур фигуры
Более низкая скорость выполнения, меньший объем за то же время.
Экстраверсия
Положение анфас или в профиль, спиной не встречается4.
Чаще открытая или нейтральная
Много выступов за контур фигуры5.
Быстрота выполнения и/или больший объем за то же время.
Рациональность
Контур четко прорисован, линии одинарные. Впечатление завершенности рисунка (NB: но исправления в рисунках встречаются).
Иррациональность
Контур не замкнут или прорисован нечетко. Чаще встречаются двойные, смазанные или нечеткие линии. Впечатление незаконченности рисунка.
Аристократы
Могут отображать свой реальный статус, профессию или социальную роль в любом из рисунков, всерьез или как автопародию.
Одно из животных прорисовано лучше остальных, либо в чем-то их превосходит (например, сидит в кресле); и/или друзья изображены условно (крестиком, кружком, формой круга); или есть группа и изгой.
Демократы
Только профессиональные аналогии, и только в "животном за работой".
Дистанция может быть близкой или далекой, но это сообщество равных. Практически не встречаются особенности, характерные для аристократов6.
Негативисты
Пустые глаза без зрачка в одном или нескольких рисунков (примерно в половине случаев).
Позитивисты
Пустые глаза не встречаются.
Динамики
Передано движение: позой, а иногда и дополнительно (вихревые потоки и т.п.)Особенно у экстравертов-рационалов
Статики
Поза статичная. Особенно "застывшие" позы у интровертов-рационалов.

1. Исключение - рисунки СЭЭ, см. ниже.
2. Компьютеры рисуют все типы.
3. Трактовка признака "асимметричность" как экстравертированность нашими данными не подтверждается. Форма пустого круга, характерная для интровертных логиков (особенно ЛИИ, ЛСИ) традиционно понимается как "нежелание давать о себе информацию".
4. Признак "положение анфас" (на зрителя) обычно трактуется как эгоцентризм. Однако на самом деле большинство животных (независимо от типа) на 1-м рисунке занимают именно это положение, что заставляет испытывать некоторое сомнение в верности этого утверждения. Скорее этот признак можно трактовать как контактность, доступность, заинтересованность в общении и информации.
5. "Части, поднимающиеся над уровнем фигуры", в обычной трактовке этого теста означают самораспространение или любознательность - т.е. качества, более характерные для экстравертных типов.
6. Аристократ может рисовать как демократ, но обратное неверно. Единственное исключение - "условный" круг друзей рисует иногда ЛИИ.

Категория: "Несуществующее животное" | Добавил: Luchezdes (2006-04-17)
Просмотров: 2425 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 1
1  
Адрес статьи-первоисточника поменялся на http://www.dynamicsocionics.ru/eksperimenti/kochubeeva-l.a.-stoyalova-m.l.-primenenie-proektivnoy-risunochnoy-metodiki-nesusc hestvuiuschee-zhivotnoe.html

Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCoz