Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Соционика [6]
"Несуществующее животное" [9]
Психология [2]
Разное [1]
Соционика для начинающих. [5]
Если вы ничего или почти ничего не знаете о соционике - вам сюда. Мы тоже мало что знаем, но расскажем самое простое и покажем, где можно научиться.

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Наш опрос
Вы -

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 189


» Каталог статей » "Несуществующее животное"
Методика "НЖ" в психологии. Ч. 4.

Методика "НЖ" в психологии. Ч. 4.
Часть 4.

6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил. - читать книгу с первой страницы (http://www.pedlib.ru/Books/3/0023/3_0023-1.shtml)
Читать интерпретации (http://www.pedlib.ru/Books/3/0023/3_0023-145.shtml) - «сводный список тестовых показателей».
Выдержки из книги:

ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
НАЖИМ НА КАРАНДАШ –

показатель психомоторного тонуса:
• Слабый нажим, местами линия едва видна – астения; пассивность; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние (с четырехлетнего возраста).
• Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу – эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраста ).
• Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу – конфликтность; гиперактивность ; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.
• Нажим сильно варьирует – эмоциональная лабильность (с четырехлетнего возраста).
• Колебания нажима особо сильны - эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние .
ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ
• Штриховые линии – тревожность как черта личности.
• Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.
• Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
• Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку – импульсивность; органическое поражение мозга; иногда гиперактивность (с пятилетнего возраста).
• Линии, не доведенные до конца – астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возраста).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ
• Стирание и исправление линий – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда перфекционизм.
• Штриховка рисунка простым карандашом - тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию (в этих случаях не интерпретируется);
• размашистая штриховка, местами выходящая за контур рисунка, – острая тревога; импульсивность (с шестилетнего возраста);
• особо тщательная штриховка – тревожность, неуверенность в себе; ригидность; иногда перфекционизм;
• штриховка с сильным нажимом: за - чернение всего рисунка или его части – эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние.
• Отклонение от вертикали – органическое поражение мозга; иногда ощущение своей психологической неустойчивости, плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния; нарушения умственного развития (с пятилетнего возраста).
• Нарушения симметрии – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние (с пятилетнего возраста).
• Двигательные персеверации – органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллектуальное нарушение (с четырехлетнего возраста).
• Распад формы , неопределенный , часто незамкнутый контур – интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).
• Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист – импульсивность, острая тревога; пограничное невротическое состояние; иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего возраста).
• Грубое искажение формы и/или пропорций – интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).

НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ
ТИП ЖИВОТНОГО

• Реально существующее – интеллектуальное или эмоциональное нарушение ; острая тревога ; иногда психическое заболевание ( с семилетнего возраста ).
• Существовавшее раньше ( например, динозавр ) или существующее в культуре ( например, дракон ) – бедность воображения; низкий общекультурный уровень ; иногда педагогическая запущенность ( с семилетнего возраста ).
• Сконструированное из частей разных животных , соответствующее стандартной схеме животного – рационалистический , нетворческий подход к задаче .
• Целостное , построенное по стандартной схеме с головой , туловищем , конечностями – художественный , но в целом стандартный подход к задаче .
• Построенное по оригинальной схеме , не напоминающее обычных животных –творческий подход к задаче ; низкая конформность .
• Сверхоригинальное , вычурное – демонстративность ; шизоидность .
• Человекообразное – высокая неудовлетворенная потребность в общении ; типично для подросткового возраста .
• Механическое, угловатое, машинообраз - ное или включающее отдельные механические детали – интровертность ; аутизация ; иногда шизоидность .
• С конечностями , направленными вовне – экстравертность .
• Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу – интровертность.

ДЕТАЛИ
• Избыток органов чувств – тревожность .
• Глаза
• отсутствуют – аутизация ; астения ; субдепрессия ; иногда шизоидность ;
• пустые , без радужки и зрачков астения ; аутизация ; иногда асо - циальность ; страхи ( с шестилетнего возраста );
• большие зачернененные или с зачерненной радужкой – страхи ;
• форма грубо искажена – невротическое состояние ; асоциальность ; иногда психическое заболевание .
• Уши , подчеркнутые нажимом или особо большие - тревожность ; иногда подозрительность , настороженность .
• Зубы - вербальная агрессия .
• Голова на рисунке , в целом соответствующем схеме животного ,
• отсутствует – импульсивность ; иногда психическое заболевание ;
• форма грубо искажена – органическое поражение мозга ; иногда психическое заболевание ;
• две или более головы – иногда внутренний конфликт , противоречивые желания .
• Толстый хвост – высокая значимость сексуальной сферы .
• Чешуя , панцирь – потребность в защите , боязнь агрессии .
• Иглы , шипы и т . п . – защитная агрессия .
• Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты – агрессивность.
• Отсутствие ног, их недостаточное количество или явная слабость на рисунке , в целом соответствующем схеме животного или человека, – низкая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях .
• Особо большие ( толстые ) ноги или их избыточное количество – потребность в опоре, ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях .
• Крылья – мечтательность , романтичность , склонность к компенсаторному фантазированию .
• Тело, покрытое густыми волосами, – значимость сексуальной сферы .
• Оружие , режущее , колющее или рубящее орудие – агрессивность ,
• Украшения : узор на шкуре , павлиний хвост , ресницы – демонстра - тивность .
• Раны, шрамы – невротическое состояние ; иногда психическое заболевание .
• Внутренние органы , анатомические детали , кровеносные сосуды , в частности , сосуды глаза – ипохондрия , невротическое состояние ; иногда психическое заболевание .
• Половые органы , женская грудь , вымя или детали , напоминающие их по форме , независимо от того , как они названы – высокая значимость сексуальной сферы.

ЗЛОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным
• Лишено признаков агрессивности – стремление скрыть свои агрессивные тенденции , иногда полное отсутствие агрессивности .
• Из признаков агрессивности присутствуют только зубы – склонность к вербальной агрессии : грубости , крику , угрозам .
• Особо выраженная агрессивная символика : острые рога , оружие – высокая агрессивность ;
• то же , в сочетании с признаками высокой тревожности : штриховкой рисунка , многочисленными исправлениями , штриховой линией – невротическая агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта .
• Иглы , шипы и другие оборонительные средства – боязнь нападения и склонность к защитной агрессии .
• Большие глаза с зачерненной радужкой – боязнь агрессии .
• Распад формы , появление невротических признаков : изображение внутренних органов , кровеносных сосудов – низкая устойчивость к стрессу , невротическая реакция на стресс ; иногда психическое заболевание .
• Асоциальная символика : сигарета , рюмка , животное в виде черта или бабы - яги – негативистические , иногда психопатические или психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию , угрозу агрессии , стрессовую ситуацию .
• Четкая уверенная линия – высокая сопротивляемость стрессу , способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях.

СЧАСТЛИВОЕ ЖИВОТНОЕ
• Всегда обеспечено едой – высокая значимость материальных ценностей ; ощущение бытового неблагополучия ; представление о ненадежности своего материального положения .
• Защищено от любых врагов или не имеет врагов – боязнь агрессии ; иногда настороженное отношение к окружающим .
• Способно жить всюду ( на земле , в воде , в воздухе ) – высокая ценность свободы ; стремление к независимости , самостоятельности .
• Живет вечно или очень долго – ипохондрические тенденции ; иногда страх болезни , смерти .
• Имеет много друзей – высокая ценность общения ; неудовлетворенная потребность в общении .
• Его все любят – высокая ценность эмоциональных связей .
• Доставляет радость другим – высокая ценность общения ; иногда гиперсоциальность ; стремление произвести хорошее впечатление на проверяющего .
• Красивое , умное – высокая ценность соответствующих качеств ; сомнение в наличии этих качеств у себя .
• Счастливо без определенного повода – низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний ; иногда склонность к снижению настроения.

НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным
• Размер сильно уменьшен – скрытые депрессивные тенденции ; склонность к депрессивной реакции на неблагоприятную ситуацию .
• Признаки тревоги : штриховка , множественные линии , распад целостной формы , появление линий , не относящихся к основному изображению – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к сильному повышению уровня тревоги в неблагоприятных ситуациях .
• Штриховка с сильным нажимом , зачер - нение частей рисунка – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятных ситуациях .
• Подчеркнутый контур – тенденция к контролю за своими эмоциональными состояниями .
• Живет один , не имеет друзей – чувство одиночества , неудовлетворенная потребность в общении .
• Его никто не любит – неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте .
• Болеет , умирает – ипохондрические тенденции ; депрессивные тенденции ; иногда страх смерти .
• Плохо приспособлено к жизни : с трудом передвигается , тратит очень много времени на добывание еды – ощущение трудности жизни ; низкий уровень социальной адаптации .
• Несчастно без определенного повода – склонность к снижению настроения ; иногда периодические депрессивные ( субдепрессивные ) состояния ; низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний .

6. Статья «Несуществующее животное. Методика» находится здесь (http://www.sakhitti.ru/itti/web/odaren/4.1.7.html)
В принципе методология ничем не отличается от того, что приведено выше, но есть интересная таблица «Симптомокомплексы агрессивности теста "Несуществующее животное" ( по Фурманову И.А.)», в которой тем или иным характеристикам рисунка присуждаются баллы, общей суммой которых оценивается агрессия автора (вполне возможно, что эта методика может быть полезна для выявления сильной ЧС).

Симптом - Балл
Сильная, уверенная линия рисунка - 0,1
Неаккуратность рисунка- 0,1
Большое количество острых углов - 0,1 - 0,2
Верхнее размещение углов - 0,1
Крупное изображение - 0,1 - 0,2
Голова обращена вправо или анфас - 0,1
Хвост поднят вверх, пышный - 0,1
Угрожающее выражение - 0,1
Угрожающая поза - 0,1
Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) - 0,1 - 0,2
Хищник - 0.1
Вожак или одинокий- 0,1
При нападении "дерется насмерть"', или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.) - 0,1
Ночное животное - 0,1
Другие признаки – 0,1
Таким образом максимальный уровень агрессии оценивается в 1,8 баллов.

7. Статья «Проективные методики при изучении личности» - читать (http://revolution.allbest.ru/psychology/00006995_0.html)
Проводится классификация проективных методик, описывается область применения и ограничения проективных методик, проводится проверка валидности проективной методики «Несуществующее животное» на основе Личностного опросника Р. Кеттела (как проверенного метода, доказавшего свою эффективность).

8. Еще одно описание методики - читать (http://superanekdot.narod.ru/test/test49-2.html)

Категория: "Несуществующее животное" | Добавил: Luchezdes (2006-04-19)
Просмотров: 8772 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCoz