Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Соционика [6]
"Несуществующее животное" [9]
Психология [2]
Разное [1]
Соционика для начинающих. [5]
Если вы ничего или почти ничего не знаете о соционике - вам сюда. Мы тоже мало что знаем, но расскажем самое простое и покажем, где можно научиться.

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Наш опрос
Вы -

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 189


» Каталог статей » Соционика для начинающих.
Что такое соционика. Часть 1.

Что такое соционика. Часть 1.
Итак, что такое соционика?

Соционика – это направление в психологии, согласно которому, психологическая совместимость между людьми во многом зависит от того, к каким психологическим типам они относятся. Во многом, ноникто, разумеется, не утверждает, что только от этого.
Соционика, в основе которой лежит типология К.Г. Юнга, говорит о том, что в каждом человеке есть черты уникальные, присущие только каждому из нас, а есть такие, которые объединяют и делают нас похожими на других людей. Наша "похожесть" объясняется сходными алгоритмами мышления и стереотипами поведения. Это свойство нашей психики и позволяет выделить типологические особенности каждого человека.

Согласно теории основоположницы соционики Аушры Аугустинавичюте, располагаясь в каждом индивидууме в определенном порядке, психические функции определяют Тип Информационного Метаболизма (ТИМ).

Причем каждая из психических функций отвечает за свои распознаваемые аспекты информации о внешнем и внутреннем мире человека, а порядок расположения определяет силу и специфику функций или, другими словами, адекватность восприятия информации.
Что в переводе на русский язык означает, что информация одного рода человеком воспринимается, распознается и продуцируется хорошо, легко и качественно, тогда как информация другого рода – плохо, с трудом и некачественно. Причем человек по природе своей не способен быть сильным сразу во всем – если методы обработки одного рода информации развиты хорошо, то информация противоположного вида будет обрабатываться плохо.

"Соционика не ограничивается рассуждениями о том, что люди разные. Соционика показывает почему, в каком месте и насколько мы разные, насколько по-разному мы воспринимаем одни и те же события и реагируем на одни и те же явления, какие разные у нас системы аргументации и оценочные критерии. И, несмотря на то, что мы разговариваем на одном языке, пространство понятия за каждым словом у каждого - свое. Существуют исследования языка людей, принадлежащих к разным ТИМам. Люди разных типов употребляют разные языки. У кого-то слишком много прилагательных, у кого-то их почти совсем нет, разные типы по-разному употребляют глаголы и так далее.
Каждый тип живет в собственном психологическом пространстве. Эти пространства настолько отличаются друг от друга, что мы можем, совершенно не замечая этого, долго наступать на «больную мозоль» другого человека. Потом однажды получаем неадекватную реакцию и очень удивляемся. Я вроде бы ничего такого не сделал, а тут вдруг такая реакция. А тот, другой, долго терпел, однако разрушения в его пространстве вышли за предел допустимого. Знание типологии позволяет нам иногда понять, что наши отношения с конкретным человеком, кроме всего прочего, обусловлены интертипными различиями". (Г. Рейнин "Соционика")

Теория очень кратко.

Есть 16 типов информационного метаболизма (ТИМов, соционических типов), которые отличаются друг от друга тем, как «аспекты» информации обрабатываются их «функциями» психики. Это значит, что в соционике типы отличаются друг от друга по особенностям восприятия и переработки информации. Всё остальное: внешние признаки, поведение, склонность к выбору профессий и т.д., является вторичным и может деформироваться под воздействием среды, и которые недостаточно надёжны для определения типов. Тип - это баланс между 8 функциями информационного обмена. Одна из этих функций является главной (программной) в психике, вторая - творческой (вспомогательной). В зависимости от положения этих двух в психике выстраивается баланс остальных шести.
Модель, отражающая баланс всех функций в психике, называется Модель А. Принципы построения этой модели - довольно просты, и помогают понять многие закономерности поведения человека, его отношений и совместимости с другими типами.
Но начнем с основ – с того, что такое аспекты и функции.

Итак, различают аспекты и функции (очень часто эти понятия по незнанию и невнимательности отождествляют, и то, что вообще называется аспектом, называют функцией. В принципе, понимать разницу стоит, но если вдруг увидите, что аспект называют функцией, не обращайте внимания и постарайтесь понять, что имели в виду)
Аспекты – это виды информации, которая может усваиваться людьми и передаваться друг другу. Например, информация может быть черносенсорной (т. е. информацией об окружающем пространстве, объективных качествах предметов и живых существ), белологической (т. е. информацией о структурах, о логической последовательности) и т. п.
Аспекты (виды воспринимаемой информации) бывают интровертными и экстравертными, рациональными и иррациональными.
Интровертные (их еще называют белыми, потому что их обозначают белыми значками): БЛ (структурная или белая логика), БЭ (этика отношений или белая этика), БС (сенсорика ощущений или белая сенсорика), БИ (интуиция времени или белая интуиция).
Экстравертные (их еще называют черными): ЧЛ (деловая логика или черная логика). ЧЭ (этика эмоций или черная этика), ЧС (волевая сенсорика или черная сенсорика), ЧИ (интуиция возможностей или черная интуиция).
Рациональными являются все этические и логические аспекты (потому что и логические и этические суждения делаются рационально), иррациональными – интуитивные и сенсорные (потому что они по сути являются аспектами восприятия, а не суждения, т. е. воспринимается просто то, что есть в мире, а восприятие само по себе иррационально).
Все 8 аспектов присутствуют в психике любого из 16 типов, что отражает так называемая Модель А.
Рассмотрим аспекты чуть подробнее.

Аспекты суждения (рациональные)
ЧЛ - деловая логика (или логика действий, процессов),экстравертная - Содержание: Методика, логическое развитие событий, технология, алгоритм, действие, синтез фактов («собрать вместе, чтобы задвигалось»).
Как проявляется: расчёт, критичность, вникание в процесс, в технологию, мелочность, дотошность, скептицизм, упрямство.
Восприятие окружающего мира, людей, себя через поступки, оценка их рациональности.
Способность к анализу фактов, поступков, процессов.
Умение различать логичные и нелогичные поступки, оценивать их целесообразность, оптимизировать деятельность.
Стремление к накоплению информации о фактах и закономерностях.
Умение выбрать способ противостояния внешнему воздействию
Восприятие движения и пространства.
ЧЭ - этика эмоций, экстравертная - Содержание: Эмоции людей, изменение отношений. Чувство этичности-неэтичности внутренних импульсов, чувство возможности-невозможности изменить происходящее в себе или другом объекте.
Как проявляется: стремление обратить внимание на себя, оценка других людей по созвучности их эмоций своим собственным.
Существование в мире эмоций.
Восприятие и оценка окружающего мира через эмоции.
Умение различать положительные и отрицательные эмоции, их оттенки, стремление к положительным эмоциям, хорошему настроению.
Пребывание в эмоциональных состояниях, переживания радость или печать, драматизм или комизм.
Энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт.
Восприятие звуков как характеристики различных эмоциональных состояний и интенсивности процессов.
БЛ – структурная (или научная) логика, интровертная - Содержание: Объективные закономерности. Структура, система, порядок, анализ фактов (понять, из каких компонентов состоит).
Как проявляется: «объективная», со стороны, оценка людей и ситуаций, как если бы на месте данных людей можно подставить других, и ничего не изменится. Стремление «пресечь интриги». Безразличие: «Это не важно, этим можно пренебречь».
Способность логически мыслить устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать.
Восприятие мира через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор главного.
Способность классифицировать всевозможные объекты, систематизация окружающего мира.
Оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы.
Восприятие пространства как системы расстояний, восприятие своего места в социуме.
БЭ - этика отношений, интровертная - Содержание: Это можно назвать «субъективными расстояниями» между объектами. Для человека это, к примеру, любовь–ненависть. Любимый и на большом расстоянии близок, ненавистный — и на малом далек. Чувство этичности-неэтичности отношений, доброты человека или его плохих качеств, чувство желания–нежелания и т.д.
Как проявляется: различение своих и чужих; ориентация на интересы тех, кто "свой", поиск постоянных, глубоких отношений; отношения – это игра, в которой не действуют формальные правила – свой почувствует, а чужой, сколько ни учи – своим не станет.
Существование в среде чувств, отношений, симпатий и антипатий.
Восприятие окружающего через те чувства которые оно вызывает.
Способность различать отношения и улавливать их оттенки.
Переживание различных отношений любовь-ненависть, симпатия-антипатия, расположение-неприязнь, восхищение и пр.

Аспекты восприятия (иррациональные)
ЧИ - интуиция возможностей, экстравертная - Содержание: Чувство наличия–отсутствия скрытых внутренних способностей, возможностей, дающее способность видеть постоянство или недолговременность какого-то объекта или явления.
Как проявляется: рассуждения о способностях и возможностях, умение поставить себя на место другого человека; понять суть, не вникая в детали. «Общечеловеческие ценности». Интерес к недоступному, увлечённость, независимость.
Способность абстрагировать внимание от внешних проявлений предметов, схватывая их содержание и выделяя суть.
Восприятие внутренних качеств и назначения объектов.
Умение отделять перспективное от неперспективного, представлять результат.
Оценка качеств своего характера и собственных возможностей. Изучение и сравнение характеров и способностей других людей.
Способность противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды.
ЧС - «волевая» сенсорика, экстравертная - Содержание: Форма, расстановка объектов в пространстве, территория.
Как проявляется: оценить пространство, понять, кто главный, захватить доступную территорию и навести на ней свой порядок. Накопление ресурсов.
Способность концентрировать внимание на предметах, легко схватывая их внешние качества и отмечая детали.
Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта и наслаждение его красотой.
Умение искать и ставить цели в отношении объектов.
Манипуляция объектами, управление ими посредством силового (иногда физического) давления. Проявление агрессивности.
Ощущение власти над объектами, умение подчинить их своим целям.
Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей, сила воли.
Физическая сила, активность, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство.
БИ - интуиция времени, иинтровертная - Содержание: Развитие событий во времени. Чувство своевременности–несвоевременности, спешки–неспешности и т.п.
Как проявляется: Эгоцентричное предвидение (без желания поставить себя на место другого человека). Отрешённость, созерцательность.
Существование в мире представлений, образов, воспоминаний и фантазий.
Восприятие происходящего через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии.
Оценка окружающего мира через соответствие реальных событий внутреннему состоянию по возникающим представлениям и их гармонии.
Способность проникать во внутренний мир других людей, изучение интересов и проблем, которые их занимают.
Способность различать оттенки внутренних состояний.
Ощущение ритма происходящего, темпа событий, ощущение степени созвучности поведения и взглядов окружающих, чувство заполненности своего и чужого времени.
Представление возможных ситуаций (и невозможных тоже), своего места в них, предчувствие.
БС - сенсорика ощущений, интровертная - Содержание: Внутренняя ситуация объекта среди других объектов, их воздействие на его самочувствие, отражение в его самочувствии. Можно сказать, «звучание» пространства внутри объекта. Самочувствие определяется как внешними, так и внутренними процессами. Чувство приятности-неприятности, физической и эстетической удовлетворенности и неудовлетворенности.
Как проявляется: стремление к комфорту, хорошим условиям работы, достойному месту в своем окружении (без особого желания им руководить). Оценка ощущений – своих и других людей.
Существование в среде ощущений, восприятие окружающего мира через любые ощущения своего тела осязание, обоняние, вкус, самочувствие, чистоплотность.
Оценка свойств окружающих предметов через ощущения, которые от них возникают.
Способность различать качества ощущений.
Ощущение окружающего пространства, эстетическое удовольствие, физическое удовлетворение (телесные удовольствия), комфорт.

В каждом человеке обязательно есть все аспекты, то, что человек логик, вовсе не означает, что в нем нет логики, человек-этик вполне способен логически мыслить, интуит безусловно замечает окружающие предметы и имеет ощущения, так же как у сенсорика есть воображение. Но работают аспекты по-разному: одни сильнее, другие слабее, одни гибкие, другие ригидные, одни – продуктивные, другие – преимущественно собирают информацию. И все в зависимости от того, в какой функции находится тот или иной аспект.

Категория: Соционика для начинающих. | Добавил: Luchezdes (2006-04-18)
Просмотров: 3336 | Рейтинг: 4.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCoz