Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Соционика [6]
"Несуществующее животное" [9]
Психология [2]
Разное [1]
Соционика для начинающих. [5]
Если вы ничего или почти ничего не знаете о соционике - вам сюда. Мы тоже мало что знаем, но расскажем самое простое и покажем, где можно научиться.

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Наш опрос
Вы -

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 189


» Каталог статей » Соционика для начинающих.
Что такое соционика. Часть 2.

Что такое соционика. Часть 2.
Функции – это функции человеческой психики, принимающие обрабатывающие и выдающие информацию.
Различают такие функции:
1 ф. - сильная ментальная акцептная
2 ф. - сильная ментальная продуктивная
3 ф.- слабая ментальная продуктивная
4 ф. - слабая ментальная акцептная
5 ф. - сильная витальная акцептная
6 ф. - сильная витальная продуктивная
7 ф. - слабая витальная продуктивная
8 ф. - слабая витальная акцептная
1) Акцептность - это способность отражать, "фотографировать" и репродуцировать информацию по аспекту.
Продуктивность - определяет возможность создавать новое по аспекту, на основе той информации, которую создала акцепторная функция.
2) Сила - предлагает уверенное владение информацией (достаточное ее количество) и волевое влияние на социум.
Слабость - означает, что информация по аспекту используется неуверенно, ее не хватает, поэтому по слабым функциям тип подвержен влиянию социона.
3) Ментальность (осознанность) - предполагает объективное изучение мира, стремление перевести информацию в языковую форму.
Витальность - предполагает субъективное, "через себя", изучение мира, требует слияния с изучаемым.
Можно сказать, что по ментальным функциям не столько делают, сколько разговаривают, а по витальным действуют, мало задумываясь, они хуже осознанны, чем витальные.
Примечание: нумерация и названия функций в разных школах соционики разные, поэтому следует быть осторожным.
Человек принимает и обрабатывает информацию как сознанием, так и подсознанием, поэтому 4 функции сознательные (ментальные) и 4 бессознательные (витальные).
Модель А отражает баланс всех 8 функций информационного обмена в психике человека, принадлежащего к определённому типу (т. е. Модель А показывает, какие аспекты находятся во всех восьми функциях психики конкретного человека)
Функции сосуществуют друг с другом по-разному: одни как бы борются за общие ресурсы, и усиление одной означает ослабление другой; другие "относятся" друг к другу безразлично; третьи как бы "подпитывают" друг друга. ".
Если предельно упростить, то можно сказать так: аспект – это определенный вид информации, функция – это то место, которым данный человек эту информацию усваивает. Например, Наполеон усваивает такой вид информации как ЧС (волевая сенсорика) своей самой сильной ментальной программной (базовой) функцией, Бальзак усваивает эту информацию относительно слабой витальной суггестивной функцией. Поэтому к вопросам, связанным с ЧС (воля, сила, власть, завоевание пространства) они относятся совсем по-разному.
Названия блоков Модели А заимствованы из психоанализа З.Фрейда, однако немного отличаются от фрейдовских терминов по содержанию.

Модель А.

Сознание
Блок ЭГО (1 + 2): ПОНИМАНИЕ
Эти две функции представляют собой «формулу типа». Наиболее самостоятельные функции человека. Деятельность по ним всегда носит незавершённый, открытый характер: «я лучше других знаю, что мне надо, и если понадобятся улучшения – я их внесу сам, без посторонней помощи».
1. «Программа»: активное наблюдение, «образ жизни».
Программная (базовая) функция - основа личности. Реализация аспектов первой функции - то, для чего человек приходит в этот мир.
2. «Творчество»: требует усилий, до поры до времени «сидит в засаде», чтобы реализоваться в мелких мероприятиях.
Творческая (рабочая, инструментальная) функция выполняет вспомогательную роль, роль инструмента для реализации программной функции. Именно в рамках этой функции человек наиболее изобретательно, творчески подходит к решению вопросов.
Блок СУПЕРЭГО (3 + 4) : ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
Этими качествами человеку приходится жертвовать ради первых двух функций: данные качества четко осознаются, но от этого не становятся более достижимыми. Чаще всего по этому блоку запоминаются всякого рода социальные ограничения (поскольку человек склонен спихивать свою неспособность что-либо сделать на влияние общества, результаты воспитания, обстоятельства и т.д.)
3. «Ролевая»: человек старается выглядеть таким (чтобы не обнажать свои слабые качества перед посторонними), но таким не является; в экстремальной ситуации реализуется так – «я тут умею немного, но уж это немногое вы получите по полной программе».
Ролевой (нормативной) эта функция названа, потому что человек по ее области реализации для адаптации в непривычных для себя условиях играет некую роль, помогающую социализироваться. Личность развивает в себе качества, как бы соответствующие определенным нормам, предъявляемым обществом к индивидууму.
4. «Болевая»: человек накапливает по ней информацию, но не уверен в ее качестве; чаще следует этим принципам на словах, чем на деле, поскольку решительные действия по 2-й функции вносят хаос в опыт, накопленный по данной функции.
Точка наименьшего сопротивления (болевая, мобилизационная) - зона психологических защит. Информация воспринимается сильно искаженной, реакция не адекватная даже на нейтральную информацию, болезненное восприятие критики. Человек избегает продолжительно и интенсивно работать по области реализации этой

Подсознание.
Блок СУПЕРИД (5 + 6): ПОМОЩЬ

Человеку хочется получать по этим функциям поддержку, самому думать об этих проблемах «нет времени». Не слишком четко понимает, чего именно ему хочется, поэтому склонен до определенного момента давать свободу партнеру в данных аспектах.
5. «Внушение» (суггестия): «пока не болит – не замечаю», но когда появляются проблемы – человек становится исключительно зависимым по данной функции, восприимчивым к советам посторонних.
Суггестивная - наиболее внушаемая (трансовая) функция. Информация по аспектам этой функции воспринимается "как есть", усваивается слабо, используется зачастую слишком схематично. В области реализации пятой функции лежат "дополняющие ценности" или эталоны. Она сответствует первой - программной функции нашего дуала. Поэтому нередко в незнакомой обстановке на дальней дистанции человек начинает коммуницировать именно из этой функции, как бы проверяя собеседника "наш" это человек или нет
6. «Активация»: активность человека по данному аспекту зависит от других; если есть поддержка
Активационная (референтная) функция, получая "добро" на какую-нибудь деятельность от пятой внушаемой функции, активно включается в реализацию методов предложенных пятой функцией. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя. Какой тон зададут в разговоре, так и реагирует. Функция нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.
– его активность даже может превосходить активность окружающих, если нет – куда-то исчезает бесследно.
Блок ИД (7 + 8): УПРАВЛЕНИЕ
Пассивные способности – человек умеет, но не всегда четко осознает, что умеет. Включается в дело, когда получает четкий запрос на конкретный результат. Постоянно работать по этим функциям не способен –такая работа требует ограничения по блоку Эго, постоянно критически смотреть на себя самого.
7. «Контроль»: человек сам по данной функции не инициативен, однако охотно отмечает ошибки других, предостерегает их от излишеств.
Наблюдательная (ограничительная) функция в теневом режиме наблюдает все ли хорошо, все ли в порядке в окружающем мире по ее аспектам. Она соответствует нормативной функции нашего дуала и следит за тем впечатлением, которое он пытается на нас произвести, когда "играет" по своей ролевой функции. И если дуал начинает "переигрывать", ограничивает его бурную деятельность
8. «Эталон»: человек активно, но беспорядочно или «автоматически», «по привычке» действует по данной функции, пока не показать ему пример, не направить усилия в нужное русло.
Наша демонстративная функция "обслуживает" "зону страха" нашего дуала, поэтому мы стараемся пользоваться любым случаем, чтобы продемонстрировать наши достижения всем и каждому, как бы говоря "нам здесь любое море по колено и горы по плечу".

Т. е. для того, чтобы описать человека определенного типа (ТИМа), мы должны распределить аспекты информации по функциям, т. е. определить, каким образом он обрабатывает информацию того или иного рода. Для этого нам достаточно знать первые два аспекта – какой из них располагается в базовой функции, т. е. является «любимым видом информации для этого человека, и какой в творческой. Далее, согласно закону «Противоположности погашаются» мы можем вывести местоположение остальных аспектов. Т. е. если у человека сильная логика, у него неминуемо будет слабая этика и т. д.
Например, если первая функция у человека Сенсорика, то слабой будет Интуиция. Самые слабые функции – ролевая и суггестивная. Если базовой будет белая сенсорика (сенсорика ощущений, интровертная), то чуть сильнее у человека будет именно белая интуиция, и она будет в ролевой функции (сознательной, а значит более управляемой), а черная интуиция будет в более слабой суггестивной (бессознальной). Если творческая у человека логика (например, черная, деловая, экстравертная, то болевой (сознательной) будет черная же этика, а белая этика будет более слабой активационной (бессознательной). И т. д.
В зависимости от того, какой аспект у человека в базовой функции, определяется его вертность (интроверт/экстраверт) и рациональность/иррациональность.
Таким образом, по первым двум функциям мы определяем ТИМ. Если первая функция экстравертная «Этика», вторая «Сенсорика», то человек явялется ТИМом Гюго (ЭСЭ – этико-сенсорный экстраверт). Поскольку этика – рациональный аспект, то Гюго – рационал.
Однако можно идти и другим путем – сначала определить дихотомии (например, что человек рационал, сенсорик, логик и интроверт) и отсюда уже вывести его Модель А. Раз человек рационален, в первой, базовой функции находятся этика или логика как рациональные аспекты (в данном случае логика, причем логика интровертная – структурная – БЛ, поскольку человек интровертен). Во второй функции, соответственно, будет находиться экстравертный иррациональный аспект: экстравертные (черные) сенсорика или интуиция (в данном случае экстравертная сенсорика – ЧС. И мы получаем ЛСИ – логико-сенсорного интроверта (рационального) – Максима Горького или просто Макса).
Примечание. Вы можете встретить самые разные названия ТИМов, причем некоторые способы обозначения соответствуют друг другу полностью, некоторые же, хотя в целом говорят об одном и том же, все же чуть-чуть о другом. Чаще всего используются система псевдонимов ТИМов по известным представителям типа, - её предложила основатель соционики А.Аугустинавичюте (например, Габен, Гюго, Достоевский, Наполеон) и буквенные обозначения (например, Габен = СЛИ = сенсорно-логический интроверт, Гюго = ЭСЭ = этико-сенсорный экстраверт, Достоевский = ЭИИ = этико-интуитивный интроверт и т. д.). Буквенные символы по системе В.В.Гуленко в настоящее время используются редко (самим Гуленко и сторонниками его школы). Использование этих обозначений нередко приводит к путанице, так как в американской типологии Майерс-Бриггс аналогичные буквы обозначают совсем иное. Поэтому лучше всего пользоваться именно псевдонимами и буквенными обозначениями, приведенными выше. Есть еще одна система псевдонимов - по характерной черте данного типа (Искатель, Критик, Политик) - её предложил В.Гуленко, соционик из Киева.

Категория: Соционика для начинающих. | Добавил: Luchezdes (2006-04-18)
Просмотров: 2050 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCoz