Часть 4. 6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил. - читать книгу с первой страницы (http://www.pedlib.ru/Books/3/0023/3_0023-1.shtml) Читать интерпретации (http://www.pedlib.ru/Books/3/0023/3_0023-145.shtml) - «сводный список тестовых показателей». Выдержки из книги: ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАЖИМ НА КАРАНДАШ – показатель психомоторного тонуса: • Слабый нажим, местами линия едва видна – астения; пассивность; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние (с четырехлетнего возраста). • Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу – эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраста ). • Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу – конфликтность; гиперактивность ; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние. • Нажим сильно варьирует – эмоциональная лабильность (с четырехлетнего возраста). • Колебания нажима особо сильны - эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние . ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ • Штриховые линии – тревожность как черта личности. • Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность. • Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках. • Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку – импульсивность; органическое поражение мозга; иногда гиперактивность (с пятилетнего возраста). • Линии, не доведенные до конца – астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возраста). ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ • Стирание и исправление линий – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда перфекционизм. • Штриховка рисунка простым карандашом - тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию (в этих случаях не интерпретируется); • размашистая штриховка, местами выходящая за контур рисунка, – острая тревога; импульсивность (с шестилетнего возраста); • особо тщательная штриховка – тревожность, неуверенность в себе; ригидность; иногда перфекционизм; • штриховка с сильным нажимом: за - чернение всего рисунка или его части – эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние. • Отклонение от вертикали – органическое поражение мозга; иногда ощущение своей психологической неустойчивости, плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния; нарушения умственного развития (с пятилетнего возраста). • Нарушения симметрии – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние (с пятилетнего возраста). • Двигательные персеверации – органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллектуальное нарушение (с четырехлетнего возраста). • Распад формы , неопределенный , часто незамкнутый контур – интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста). • Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист – импульсивность, острая тревога; пограничное невротическое состояние; иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего возраста). • Грубое искажение формы и/или пропорций – интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста). НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ ТИП ЖИВОТНОГО • Реально существующее – интеллектуальное или эмоциональное нарушение ; острая тревога ; иногда психическое заболевание ( с семилетнего возраста ). • Существовавшее раньше ( например, динозавр ) или существующее в культуре ( например, дракон ) – бедность воображения; низкий общекультурный уровень ; иногда педагогическая запущенность ( с семилетнего возраста ). • Сконструированное из частей разных животных , соответствующее стандартной схеме животного – рационалистический , нетворческий подход к задаче . • Целостное , построенное по стандартной схеме с головой , туловищем , конечностями – художественный , но в целом стандартный подход к задаче . • Построенное по оригинальной схеме , не напоминающее обычных животных –творческий подход к задаче ; низкая конформность . • Сверхоригинальное , вычурное – демонстративность ; шизоидность . • Человекообразное – высокая неудовлетворенная потребность в общении ; типично для подросткового возраста . • Механическое, угловатое, машинообраз - ное или включающее отдельные механические детали – интровертность ; аутизация ; иногда шизоидность . • С конечностями , направленными вовне – экстравертность . • Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу – интровертность. ДЕТАЛИ • Избыток органов чувств – тревожность . • Глаза • отсутствуют – аутизация ; астения ; субдепрессия ; иногда шизоидность ; • пустые , без радужки и зрачков астения ; аутизация ; иногда асо - циальность ; страхи ( с шестилетнего возраста ); • большие зачернененные или с зачерненной радужкой – страхи ; • форма грубо искажена – невротическое состояние ; асоциальность ; иногда психическое заболевание . • Уши , подчеркнутые нажимом или особо большие - тревожность ; иногда подозрительность , настороженность . • Зубы - вербальная агрессия . • Голова на рисунке , в целом соответствующем схеме животного , • отсутствует – импульсивность ; иногда психическое заболевание ; • форма грубо искажена – органическое поражение мозга ; иногда психическое заболевание ; • две или более головы – иногда внутренний конфликт , противоречивые желания . • Толстый хвост – высокая значимость сексуальной сферы . • Чешуя , панцирь – потребность в защите , боязнь агрессии . • Иглы , шипы и т . п . – защитная агрессия . • Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты – агрессивность. • Отсутствие ног, их недостаточное количество или явная слабость на рисунке , в целом соответствующем схеме животного или человека, – низкая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях . • Особо большие ( толстые ) ноги или их избыточное количество – потребность в опоре, ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях . • Крылья – мечтательность , романтичность , склонность к компенсаторному фантазированию . • Тело, покрытое густыми волосами, – значимость сексуальной сферы . • Оружие , режущее , колющее или рубящее орудие – агрессивность , • Украшения : узор на шкуре , павлиний хвост , ресницы – демонстра - тивность . • Раны, шрамы – невротическое состояние ; иногда психическое заболевание . • Внутренние органы , анатомические детали , кровеносные сосуды , в частности , сосуды глаза – ипохондрия , невротическое состояние ; иногда психическое заболевание . • Половые органы , женская грудь , вымя или детали , напоминающие их по форме , независимо от того , как они названы – высокая значимость сексуальной сферы. ЗЛОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным • Лишено признаков агрессивности – стремление скрыть свои агрессивные тенденции , иногда полное отсутствие агрессивности . • Из признаков агрессивности присутствуют только зубы – склонность к вербальной агрессии : грубости , крику , угрозам . • Особо выраженная агрессивная символика : острые рога , оружие – высокая агрессивность ; • то же , в сочетании с признаками высокой тревожности : штриховкой рисунка , многочисленными исправлениями , штриховой линией – невротическая агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта . • Иглы , шипы и другие оборонительные средства – боязнь нападения и склонность к защитной агрессии . • Большие глаза с зачерненной радужкой – боязнь агрессии . • Распад формы , появление невротических признаков : изображение внутренних органов , кровеносных сосудов – низкая устойчивость к стрессу , невротическая реакция на стресс ; иногда психическое заболевание . • Асоциальная символика : сигарета , рюмка , животное в виде черта или бабы - яги – негативистические , иногда психопатические или психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию , угрозу агрессии , стрессовую ситуацию . • Четкая уверенная линия – высокая сопротивляемость стрессу , способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях. СЧАСТЛИВОЕ ЖИВОТНОЕ • Всегда обеспечено едой – высокая значимость материальных ценностей ; ощущение бытового неблагополучия ; представление о ненадежности своего материального положения . • Защищено от любых врагов или не имеет врагов – боязнь агрессии ; иногда настороженное отношение к окружающим . • Способно жить всюду ( на земле , в воде , в воздухе ) – высокая ценность свободы ; стремление к независимости , самостоятельности . • Живет вечно или очень долго – ипохондрические тенденции ; иногда страх болезни , смерти . • Имеет много друзей – высокая ценность общения ; неудовлетворенная потребность в общении . • Его все любят – высокая ценность эмоциональных связей . • Доставляет радость другим – высокая ценность общения ; иногда гиперсоциальность ; стремление произвести хорошее впечатление на проверяющего . • Красивое , умное – высокая ценность соответствующих качеств ; сомнение в наличии этих качеств у себя . • Счастливо без определенного повода – низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний ; иногда склонность к снижению настроения. НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным • Размер сильно уменьшен – скрытые депрессивные тенденции ; склонность к депрессивной реакции на неблагоприятную ситуацию . • Признаки тревоги : штриховка , множественные линии , распад целостной формы , появление линий , не относящихся к основному изображению – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к сильному повышению уровня тревоги в неблагоприятных ситуациях . • Штриховка с сильным нажимом , зачер - нение частей рисунка – низкая устойчивость к стрессу ; склонность к появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятных ситуациях . • Подчеркнутый контур – тенденция к контролю за своими эмоциональными состояниями . • Живет один , не имеет друзей – чувство одиночества , неудовлетворенная потребность в общении . • Его никто не любит – неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте . • Болеет , умирает – ипохондрические тенденции ; депрессивные тенденции ; иногда страх смерти . • Плохо приспособлено к жизни : с трудом передвигается , тратит очень много времени на добывание еды – ощущение трудности жизни ; низкий уровень социальной адаптации . • Несчастно без определенного повода – склонность к снижению настроения ; иногда периодические депрессивные ( субдепрессивные ) состояния ; низкий уровень понимания себя , трудности в осознании своих эмоциональных состояний . 6. Статья «Несуществующее животное. Методика» находится здесь (http://www.sakhitti.ru/itti/web/odaren/4.1.7.html) В принципе методология ничем не отличается от того, что приведено выше, но есть интересная таблица «Симптомокомплексы агрессивности теста "Несуществующее животное" ( по Фурманову И.А.)», в которой тем или иным характеристикам рисунка присуждаются баллы, общей суммой которых оценивается агрессия автора (вполне возможно, что эта методика может быть полезна для выявления сильной ЧС). Симптом - Балл Сильная, уверенная линия рисунка - 0,1 Неаккуратность рисунка- 0,1 Большое количество острых углов - 0,1 - 0,2 Верхнее размещение углов - 0,1 Крупное изображение - 0,1 - 0,2 Голова обращена вправо или анфас - 0,1 Хвост поднят вверх, пышный - 0,1 Угрожающее выражение - 0,1 Угрожающая поза - 0,1 Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) - 0,1 - 0,2 Хищник - 0.1 Вожак или одинокий- 0,1 При нападении "дерется насмерть"', или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.) - 0,1 Ночное животное - 0,1 Другие признаки – 0,1 Таким образом максимальный уровень агрессии оценивается в 1,8 баллов. 7. Статья «Проективные методики при изучении личности» - читать (http://revolution.allbest.ru/psychology/00006995_0.html) Проводится классификация проективных методик, описывается область применения и ограничения проективных методик, проводится проверка валидности проективной методики «Несуществующее животное» на основе Личностного опросника Р. Кеттела (как проверенного метода, доказавшего свою эффективность). 8. Еще одно описание методики - читать (http://superanekdot.narod.ru/test/test49-2.html)
|