Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Соционика [6]
"Несуществующее животное" [9]
Психология [2]
Разное [1]
Соционика для начинающих. [5]
Если вы ничего или почти ничего не знаете о соционике - вам сюда. Мы тоже мало что знаем, но расскажем самое простое и покажем, где можно научиться.

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Наш опрос
Вы -

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 189


» Каталог статей » Соционика для начинающих.
Что такое соционика. Часть 3.

Что такое соционика. Часть 3.
Как же определить дихотомии? Это можно сделать разными способами: наблюдая, разговаривая, методом интервью. Принадлежность к этикам или логикам, рационалам или иррационалам, сенсорикам или интуитам, интровертам или экстравертам сказывается буквально на всем: на поведении, манере общения, стиле одежды, выражении лица, стиле жизни, манере двигаться и т. д.
Е. С. Филатова в работе «Краткий конспект лекций по соционике» описывает дихотомии так:
Примечание: здесь описываются некие крайние, чрезмерно сильно выраженные носители дихотомий. На самом деле настолько ярко выраженные дихотомии встречаются крайне редко, ведь для жизни в социуме нужны все аспекты, и человек обычно нарабатывает компенсаторный механизм, прикрывающий его слабые места. Да так иногда нарабатывает, что сам считает это самое свое слабое место сильным (и неудивительно, ведь он уделяет слабым функциям гораздо больше внимания, чем сильным, в которых все получается легко, самом собой и кажется, что и у всех остальных людей все точно так же. Поэтому не стоит воспринимать написанное ниже буквально.
Логик воплощает человекf, для которого определяющим является объективный мир; мир иерархии и порядка, закономерных связей и четко выстроенных конструкций.
Его интересы могут быть сосредоточены на изобретении новых машин и механизмов, он может быть поглощен созданием научных теорий или размышлять об устройстве мироздания, но редко его интересует мир человеческих отношений. В людях он ценит прежде всего деловые качества; надежность, предсказуемость, верность взятым на себя обязательствам.
Аргументами доказательств могут быть только проверенные факты. Если он почему-либо оказывается в ситуации, когда невозможно обойтись без эмоционального отклика, он использует принятые в обществе стереотипы эмоционального проявления, у него стандартный набор жестов, улыбок; если же ситуация оказывается неординарной, он испытывает замешательство.
Этик, напротив, ориентирован на отношения с другими людьми. Теории и конструкции его интересуют меньше всего, а больше — вопросы добра и зла, любви и ненависти, этические и нравственные проблемы.
Эмоциональный тип легко внушаем; мнения окружающих могут для него быть вескими аргументами в принятии того или иного решения. Это особенно справедливо, если аргументы построены на логических доводах; здесь он чувствует себя неуверенно и старается придерживаться норм, принятых в обществе. Ему самому трудно решить, насколько истинно то или иное утверждение о мире объектов, идей, устройстве мироздания.
В проявлениях своих эмоций он, напротив, весьма свободен, использует широкий спектр эмоциональной выразительности. В силу этого он может легко и безошибочно устанавливать психологическую дистанцию в общении, здесь он ориентируется на то, как человек говорит, каковы его жесты, выражение лица, паузы, интонации...

Сенсорик характеризует человека, который живет, как говорят психологи, «здесь и теперь». Его внимание постоянно направлено на все то, что его окружает, его восприятие исключительно конкретно, он легко замечает всякие мелкие изменения в обстановке. Он чувствителен к комфорту и уюту, которые, как правило, легко организует вокруг себя, поскольку к этому стремится.
Такому человеку легко переключить свое внимание от любых неприятностей — для этого достаточно сменить обстановку. Ему трудно ждать, когда наступит благосостояние. Ему надо получить желаемое сегодня (еще лучше — сейчас). Его девиз — действие. Для него характерны умение быстро переключаться, следовать за изменениями обстоятельств и легко приспосабливаться к этим изменениям.
Интуит, в отличие от ощущающего, интегрирует непосредственные впечатления в образы, символы. Он может, отстраняясь от отвлекающих внешних мелочей, «увидеть» глубинную суть процессов или явлений. Поэтому внешние проявления всего сущего — для него лишь толчок, чтобы пробудить фантазию, инициировать его к изобретению нового, к прогнозам на будущее. Так же легко он может уйти мыслями в прошлое, подчас переживая его заново, как будто это происходит с ним снова и снова. В обыденной жизни он может оказаться рассеянным, не замечать того, что происходит вокруг, поскольку его мысли принимают произвольное направление, быстро отрываясь от непосредственных впечатлений. Такому человеку чрезвычайно трудно выполнять рутинную работу, поскольку при каждом повторе одного и того же действия его тянет привнести в это действие что-то новое, отличное от прежнего, хотя это новое не всегда может оказаться лучше, чем хорошо проверенное старое.

УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОГО ТИПА
Деятельность экстраверта, как правило, полностью направлена на объект и определяется этим объектом. В объекте он видит преобладающую ценность. Его жизненная энергия почти вся направлена в сторону объекта; именно поэтому одно из самых ярких его свойств, по выражению К. Г. Юнга,— «во всем себя растрачивать и распространяться»... Этим обусловлена и особая энергетическая «окраска» психики многих экстравертов: они производят впечатление активных, деятельных (иногда экспансивных) людей — их волевой импульс направлен вовне. В любом случае, экстравертированный тип имеет тенденцию к направленному взаимодействию с внешней средой. Как правило, он чувствует себя свободным в выборе внешних обстоятельств и, таким образом, может легко приспособить обстоятельства к себе. В частности, инициатива в знакомствах чаще принадлежит экстравертам.
УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ ИНТРОВЕРТИРОВАННОГО ТИПА
Интровертированный тип отличается от экстравертированного тем, что ориентируется главным образом на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Поступки интроверта не зависят впрямую от внешних воздействий; они определяются в первую очередь его собственной внутренней установкой. Иногда это ошибочно расценивают как субъективизм и эгоизм. Но никогда не следует забывать, что всякое восприятие и познание обусловлено не только объективно, но и субъективно, мир существует не только сам по себе, но и таким, каким он нам кажется.
Поскольку интроверт воспринимает внешнюю ситуацию как заданную, он, на первых порах, не стремится изменить ее, а сам приспосабливается к ней. В частности, он, как правило, не любит проявлять инициативу в знакомстве с незнакомыми людьми, а ждет, когда они сами это сделают.
Экстраверт – ориентирован на все, происходящее вне его, умеет изменить ситуацию, если она его не устраивает, легко вступает в контакты, как деловые, так и личные.
Интроверт – ориентирован на свои внутренние установки по тому или иному поводу, приспосабливается к ситуации, а не изменяет ее, затрудняется в налаживании контактов в незнакомой обстановке.

Рациональный — предпочитает заранее планировать свои действия и как правило придерживается плана, испытывает трудности переключения с одного дела на другое, старается не распыляться на много дел сразу, стремится довести начатое дело до конца.
Иррациональный — тот, для кого ведущей является абсолютная сила восприятия, он легко переключается с одного дела на другое, легко делает несколько дел сразу, бывает, что бросает начатое, если увлекся чем-то другим.

При знакомстве с соционикой может возникнуть ложное впечатление, будто соционика - это "лёгкая психология", что определение типа - достаточно простая процедура. В популярных книгах по соционике, а также на сайте "Соционические знакомства" можно найти много кратких тестов, обычно от 4 (!) до нескольких десятков вопросов. Как показывает практика, их точность невысока - примерно 40-50% "оттипированных" в дальнейшем пересматривают версию о своём типе хотя бы на 1 признак из 4-х. Это же замечание относится и к американским тестам (см., напр., Определитель темперамента Кирси) - тем более, что в типологии И.Майерс-К.Бриггс все 4 признака определяются немного по-другому, а значит, и типы "смещены" по отношению к соционическим.
Следует с осторожностью пользоваться описаниями тимов, поскольку, к сожалению, у многих соционических описаний есть один недостаток - они описывают людей со стороны. Кроме того, у описывающего тоже есть Тим, многие виды информации он воспринимает плохо, да и с представителями каких-либо тимов у него могли не сложиться отношения, что, естественно, накладывает отпечаток на описание.
16 тимов можно разделить на квадры (группы с наиболее комфортными соционическими отношениями):
Типы 1-й квадры:
- Дон Кихот (Искатель, ИЛЭ),
- Дюма (Посредник, СЭИ),
- Робеспьер (Аналитик, ЛИИ),
- Гюго (Жизнелюб, ЭСЭ).
Типы 2-й квадры:
- Жуков (Маршал, СЛЭ),
- Есенин (Лирик, ИЭИ),
- Максим Горький (Инспектор, ЛСИ),
- Гамлет (Наставник, ЭИЭ)
Типы 3-й квадры:
- Джек Лондон (Предприниматель, ЛИЭ),
- Драйзер (Хранитель, ЭСИ),
- Бальзак (Критик, ИЛИ),
- Цезарь (Политик, СЭЭ)
Типы 4-й квадры:
- Штирлиц (Администратор, ЛСЭ),
- Достоевский (Гуманист, ЭИИ),
- Габен (Мастер, СЛИ),
- Гексли (Психолог, ИЭЭ)
О ТИМах и их известных представителях, можно почитать здесь – читать (http://www.socioniko.net/ru/1.1.types/index-type.html) (см. Введение: типы и подтипы) и здесь - читать (http://www.socionika.info/tips.html)
Об интертипных отношениях и тимах можно почитать здесь - читать (http://www.socionics.spb.ru/Pioneer/P_Intertip4.htm)
Довольно просто о соционике написано здесь - читать (www.socioniko.net/ru/main/index-main.html)

Одним из методов типирования (и на данный момент скорее всего самым объективным, освобожденным от влияния Тима и уровня наблюдательности и знаний типировщика) является метод «Несуществующее животное». Метод давно используется психологией, а для целей соционики был адаптирован Л. А. Кочубеевой и М. Л. Стояловой, которые систематизировали свои наблюдения в работе «Применение проективной рисуночной методики "Несуществующее животное" для определения ТИМ» (часть этой статьи находится на этом сайте, в разделе «Каталог статей», полностью же (с рисунками, иллюстрирующими объяснения) ее можно прочитать здесь - читать обязательно (http://www.socionics.spb.ru/Socionics_works/Koch_Sto_Zhivot.htm)
Если вы хотите, чтобы ваши рисунки были помещены на этот сайт, нарисуйте их и пришлите мне.
Инструкция для типирования по методу «Несуществующее животное»: нарисовать
1) несуществующее животное,
2) несуществующее животное злое (в гневе),
3) несуществующее животное за работой,
4) несуществующее животное в кругу друзей,
5) больное несуществующее животное.
Рисунок выполняется карандашом на белой бумаге, формат А-4 или меньше, но обязательно каждое животное на отдельном листе (карандаш позволяет оценить характер линий, отдельные листы - положение животного в пространстве). Если по рисункам складывается несколько версий типа (обычно не более 2-3), можно провести блиц-интервью, проверяя то, что осталось не выявленным в рисунках (может быть, я задам вам несколько вопросов. Ваше дело - отвечать на них или не отвечать). Рисунки нужно выполнять не советуясь друг с другом. Отсканируйте и отправьте мне. Они размещаются здесь анонимно (только я буду знать, кто что нарисовал).
Обещаю всем приславшим рисунки сделать чуть погодя их краткий анализ (если есть такое желание. Пожалуйста, уведомьте меня, если вы не хотите, чтобы ваши рисунки обсуждали на сайте. Тогда они будут размещены в темах без комментариев).
Мой адрес - ilonaadres@ukr.net

Категория: Соционика для начинающих. | Добавил: Luchezdes (2006-04-18)
Просмотров: 2117 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCoz